«Учим ребенка общаться»
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Мы знаем, что одним из условий успешности является умение общаться. Что характеризует это умение?
1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Как вы думаете, может ли ребенок дошкольного возраста сам развить это умение? Наверное, нет. Необходима помощь взрослых.
Так как, мы, родители можем помочь своему ребенку? Давайте посмотрим, где происходит развитие умения общаться у дошкольников? Я бы выделила три сферы:
1. В общении с Вами.
2. В общении с ближайшим окружением: родственники, друзья семьи.
3. Во взаимодействии со сверстниками.
В Ваших силах оказать воздействие на перечисленные сферы.
Очень часто родители считают, что оказывают достаточное воздействие на развитие культуры общения ребенка, напоминая ему: «скажи спасибо, пожалуйста», «поздоровайся». Но достаточно ли этого? Семья — это то окружение, которое в наибольшей степени оказывает влияние на развитие личности ребенка, его социальных навыков и умений. Ребенок как губка, впитывает все, что происходит дома, воспроизводит манеру поведения, стиль общения родителей. Попробуйте проанализировать тот повседневный стиль общения, которые сложился в Вашей семье между ее членами. Если Вы не привыкли говорить друг другу слова благодарности, приветствия и т. д., то вряд ли Ваши эпизодические напоминания о том, что так надо говорить будут иметь результат. Не удивляйтесь потом, что Ваш ребенок употребляет в речи не- нормативную лексику, обзывает сверстников, не имеет привычки благодарить и здороваться. Он копирует то, что слышит в семье.
Не секрет, что нам, взрослым людям, приятно общаться с разносторонне развитыми людьми, которые могут поддерживать разговор на многие темы. Вы хотите, чтобы Ваш ребенок во взрослом возрасте воспринимался окружающими именно таким? Тогда постоянно расширяйте кругозор ребенка, пополняйте его знания об окружающем мире, развивайте у него познавательный интерес. Чаще разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, обсуждайте прочитанное. Конечно, легче, а для кого-то и приятнее лечь на диван и поставить ребенку мультфильмы, один, второй, третий. Сами ответьте на вопрос: научится ли Ваш ребенок общаться?
На ребенка воздействует и то, как общаются между собой члены вашего ближнего круга. Если вы заметили, что чье-то общение негативно влияет на ребенка (он повторяет бранные слова, кричит, копируя кого–то из взрослых), постарайтесь изолировать ребенка от общения с этим человеком. Идеально, если вы сможете исправить этого человека, но ставьте реальные задачи.
В дошкольном возрасте ребенок активно взаимодействует со сверстниками. Ведущим видом деятельности у дошколят является игра. По каким качествам дети оценивают друг друга? Прежде всего, по умению играть, что предполагает умение принять правила и соблюдать их. Если ваш ребенок не обладает этими умениями, то он окажется на положении «изгоя», так как его не будут принимать в игру. Не делайте вид, что вам это безразлично и не внушайте это своему ребенку. Ведь в таком положении ребенок может остаться на всю жизнь, вы хотите этого? Если нет, обращайте внимание на то, как ваш ребенок играет и умеет ли он это делать. И если вы заметили, что ваш ребенок конфликтует со сверстниками, постарайтесь изменить это:
– сдерживайте стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;
– не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;
– после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;
– не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.
Поверьте, выполнять эти рекомендации нетрудно. В благодарность за ваши усилия, ваш ребенок вырастет счастливым и успешным. Удачи Вам!
И мы Вас любим!
Работа с пожилыми и инвалидами — одна из самых психологически трудных. И она стала призванием для мончегорки Нины Борисовны Коробовой.
Чем же необходимо обладать человеку, чтобы справляться с трудностями, которые возникают перед специалистом в нелегкой, и в то же время весьма деликатной сфере? Кроме человеколюбия и милосердия? Умением отдавать себя в дар тем, кто остро нуждается в заботе и общении.
Не так давно в Мончегорске открылось геронтологическое отделение аналогов, которому в Мурманской области еще нет. Объединились Дом милосердия и отделение дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов Мончегорского комплексного центра соцобслуживания населения (КЦСОН). На обслуживании в стационарных условиях находятся 45 человек, в полустационарных — 35. И где, как не здесь, можно найти людей, своим примером доказывающих, что альтруисты всегда были и сейчас есть.
Тесное общение с подопечными
Одна из сотрудниц отделения — Нина Борисовна Коробова. Ее рабочий день, начинается с того, что она идет здороваться с подопечными.
— Ежедневно — подчеркивает Нина Борисовна, — я прохожу по комнатам, здороваюсь с каждым, интересуюсь здоровьем. Не смотря на то, что я инструктор по труду, а не психолог. Конечно, психолог у нас есть, но у нас в коллективе считается, что все мы должны тесно общаться с подопечными. И для нас совершенно естественно помогать им и психологически, и педагогически.
Раньше Нина Коробова работала учителем по труду в школе. Теперь же, уже несколько лет, она обучает женщин, вышедших на пенсию, различным видам рукоделия. За много лет посещения группы дневного пребывания сформировался крепкий костяк из настоящих искусниц. Это самый настоящий клуб «Золотые руки».
Чего они только не умеют! Овладели искусством флористики. Выкладывают изумительные панно из непряденой шерсти. Из бумаги плетут корзины, вазы и прекрасных лебедей. Недавно научились мастерить новогодние елки из толстых глянцевых журналов. Шьют кукол, вяжут, работают с бисером… Сложно перечислить все, что открыли для себя дамы постбальзаковского возраста, благодаря Нине Борисовне.
В комнате, где собираются ее подопечные, стены, столы и полочки шкафов уставлены и увешаны их работами. Женщины что-то мастерят и неспешно беседуют.
Лучше здесь, чем сплетни у подъезда
Нина Ивановна Теппонен посещает клуб вот уже 8 лет.
— И пусть кто-то считает, что хожу сюда, потому что больше заняться нечем. Чувствую себя при деле, есть с кем поговорить. Это лучше, чем одной дома сидеть или сплетничать у подъезда, — уверена Нина Ивановна. — В любую погоду иду на другой конец города с Мончи пешком. — Она рассказывает, не отрываясь от работы. — Сейчас я плету сапог-лапоть. Научила Нина Борисовна. Тут много моих поделок выставлено: зайцы, лебеди. Когда-то картины из опилок делала и красила, из бисера плела.
Бывает и так, что новенькие клиенты подталкивают инструктора по труду осваивать новые ремесла. Например, под «давлением» 82-летней Валентины Ивановны Кононовой пришлось научиться мастерить корзинки из фантиков. И теперь родственники Валентины Ивановны одарены ее изделиями. Правда, у нее самой такой корзинки пока нет:
— Фантики закончились, — сетует пенсионерка.
Заботы инструктора по труду
Интерес к рукоделию у Нины Коробовой возник с тех пор, как вышла замуж, и родились дети.
— Тогда меня «понесло», — вспоминает Нина. — Мы с детьми занимались всем: шили костюмы, клеили, красили. Освоили все виды творчества, которые были известны в то время. А сейчас-то по интернету и не охватить всего, такая огромная база. И я до сих пор учусь: недавно пошла на курсы кожепластики Нины Николаевны Басиной. Не знаю надо ли это мне, но буду уметь!
Конечно, не только рукоделием занимается инструктор по труду геронтологического отделения. Много времени занимает организаторская работа. Разные праздники вроде Дня пожилого человека или Дня именинника, требуют тщательно продуманного сценария. Ведь каждого пенсионера нужно поздравить: и на дневном пребывании и на стационаре. Всем приготовить подарки.
А недавно, на День матери, Нина Коробова устраивала в фойе городского центра культуры выставку-продажу изделий своих подопечных. Чтобы организовать ее тоже понадобились и время, и силы.
— Тогда мы даже кое-что продали. Ведь многие поделки — просто произведения искусства, — не без гордости заявляет Нина Борисовна.
Тайна раскрыта
Не все клиенты инструктора по труду ведут себя степенно. Бывает, показывают характер, капризничают… В чем же секрет? Что помогает не чувствовать себя в конце дня выжатым лимоном? Возможно, недюжинный запас любви к людям и терпение? Оказывается, все просто.
— Работа мне нравится, — открывает секрет Нина Коробова, — потому что я по жизни — организатор. Это мое. И я не прихожу домой опустошенная. В голове всегда что-то кипит: планы, идеи. Часто после работы спохватываюсь: «Вот там-то надо сделать, а там что-то не сказала…» Сейчас даже начала записывать, чтобы чего-то не упустить. Я серьезно считаю, что мало времени уделяю рукодельницам своего отделения. Ведь я их очень-очень люблю.
Как только Нина Борисовна произносит эти слова, со стула живо поднимается Валентина Ивановна Кононова — та самая, у которой не хватает фантиков для корзинки, обнимает и целует в щечку руководителя:
— И мы Вас любим!
Ну что ж. Тайна раскрыта. Если в работу с людьми вкладывать душу, то профессиональные трудности можно преодолеть, и все усилия вернутся сторицей!
Реализация программы «МЫ ВМЕСТЕ»
В отделении дневного пребывания молодых инвалидов ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» 10 декабря 2013года в рамках Декады инвалидов состоялась рабочая встреча «Реализация программы МЫ ВМЕСТЕ».
На встрече присутствовали Янушко Наталия Ивановна, директор ГОАУСОН Мончегорский КЦСОН, Чаплыгина Татьяна Юрьевна, директор ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска, Шнайдер Анна Алексеевна, специалист отдела по делам молодежи Администрации г. Мончегорска, координатор студенческого совета «Лидер», сотрудники ОДПМИ и представители ГОБУ ЦЗН г. Мончегорска.
Цель данной рабочей встречи – знакомство с программой по трудоустройству граждан, имеющих инвалидность, «МЫ ВМЕСТЕ», выработка общих принципов сотрудничества наших учреждений по трудоустройству молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, изыскание возможностей открытия рабочих мест для этой категории граждан.
Дискуссия получилась интересной и значимой для всех представителей рабочей встречи. А главное, что это послужит началом нового интересного и значимого проекта.
Организация занятости инвалидов в рамках социального проекта «Мы вместе»
В России порой и здоровому человеку не всегда представляется возможным найти работу, что уж говорить о людях с ограниченными возможностями. Ежегодно в службу занятости обращаются около 2 тыс. инвалидов. При этом их профессиональный состав характеризуется низким уровнем профессиональной квалификации, что затрудняет трудоустройство. До 50 % обратившихся инвалидов имеют 1 -2 группу инвалидности и рекомендации органов медико-социальной экспертизы о работе на дому или на специализированных предприятиях общественных организаций инвалидов. При этом спрос рынка труда Мурманской области на надомную работу практически отсутствует (1 -2 вакансии в год).
С целью расширения возможностей трудоустройства и обеспечения востребованности незанятых людей с ограниченными способностями на рынке труда Постановлением Правительства Мурманской области № 16-ПП от 22.01.2013 г. утверждена Программа дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на 2013 год.
Во исполнение вышеуказанного Постановления между ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» и ГОБУ «Центр занятости города Мончегорска» был заключен договор о совместной деятельности по оказанию услуг по содействию трудоустройству инвалидов. За 2013 год комплексный центр принял на постоянное место работы 3 человека из числа лиц с ограниченными возможностями.
05 декабря текущего года состоялась рабочая встреча, на которой директор ГОАУСОН «Мончегорский КЦСОН» Янушко Наталия Ивановна и директор ГОБУ «Центр занятости города Мончегорска» Чаплыгина Татьяна Юрьевна обсудили наличие возможности трудоустройства инвалидов в 2014 году, необходимость создания специальных рабочих мест для них и другие актуальные вопросы в рамках реализации социального проекта «Мы вместе».
В рамках дальнейшего сотрудничества сторон в ГОАУСОН «Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения» в 2014 году планируется создать постоянное специальное рабочее место для молодого инвалида и развивать такое направление занятости как временное трудоустройство лиц с ограниченными возможностями.
Светлый праздник…
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Оскар Уальд.
Детство – самое счастливое время для многих из нас. Взрослые помнят то неподдельное чувство истинно детского счастья – начало долгожданных каникул, рисунки мелками на асфальте, голубое небо, летнее жаркое солнце, чувство безмятежности и защищенности. Однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями о детском возрасте.
День ребёнка – это, прежде всего, напоминание взрослым о детях, о том, что они наше будущее. И не зря наши мудрые предки говорили: «Что посеешь, то пожнешь». Задача взрослых обеспечить ребёнку условия для полноценного роста, развития, обучения, окружить ребенка вниманием, заботой и любовью. Только при таких условиях можно надеяться, что ребенок вырастет достойным человеком, умеющим любить этот мир, видеть прекрасное, проявлять сочувствие к ближнему. И только от нас зависит, какими будут воспоминания о детстве у наших детей.
Всемирный день детей – прекрасный повод уделить чуть больше внимания детям, чуть активней участвовать в их детской жизни, чуть больше интересоваться их проблемами, а при необходимости подставить надежное взрослое плечо. Необходимо помнить о том, что наши дети нуждаются в нашей помощи и надеются на нас.
В отделении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проживают дети, которые каждый день с нетерпением ждут своих мам и пап. Потому что у каждого ребёнка самая заветная мечта быть рядом с родителями, и каждый день чувствовать родительскую любовь и поддержку.
Давайте не разочаруем их детских надежд, и поможем детям стать счастливее.
Унылая пора или как справиться с осенней хандрой
На всех людей, независимо от возраста и физического состояния влияет смена сезонов, которая с наступлением осени сопровождается приступами тоски и уныния. Эти грустные чувства почему – то всегда таятся под золотом листьев.
Причин такого неприятного явления достаточно. На нерадостное настроение жителей нашей области, главным образом, влияет уменьшение светового дня. Осенние депрессии не знакомы людям, живущим в жарких странах. Дело в том, что чем меньше ультрафиолета попадает на сетчатку глаза, тем меньше синтезируется гормонов счастья. Особенно подвержены унынию в осенние дни люди 30 – 40 лет. Осенняя хандра обостряет так называемый «кризис среднего возраста», когда ощущение собственного возраста и почему – то всегда нерадостная оценка достигнутого камнем ложатся на плечи. В такой период осенний листопад воспринимается как символ увядания, порождая тоску по прошедшему и унося вместе с листьями надежду на светлое будущее.
Психологи и медики дают много советов на тему, как выйти из осенней депрессии. Предлагаем подборку самых простых, проверенных на себе, рекомендаций, которые не позволят утонуть в лужах плохого настроения.
Совет первый. «Время делать из лимона лимонад» (Карнеги)
Внимательно посмотрите на себя в зеркало и ответьте себе честно, хотите ли Вы улыбнуться отражению, или скорее отвернуться от него? Если Вам захочется отойти от зеркала, то наверняка Ваш портрет выглядит так: темная, повседневная, закрытая одежда под стать настроению; взгляд усталый, губы опущены. А что твориться на голове, об этом лучше промолчать.
Начинаем процесс превращения лимона в лимонад. Долой все темное и серое. Одеваемся как на праздник и окружаем себя яркими вещами. Яркая чашка, апельсины в вазе, необычный органайзер и многое другое делают обычный день ярким. А какое удовольствие доставляет выбор таких вещей!
Яркие краски способны поднять настроение не только Вам, но и окружающим, провоцируя их на общение с Вами. Поверьте, общение и есть лучшее лекарство от уныния и депрессии.
Совет второй. «Держите улыбку»
Чаще встречайтесь с друзьями, посещайте мероприятия, где можно посмеяться или просматривайте любимые комедии. Улыбка притягивает положительную энергию. Поэтому отложить чтение детективов и триллеров на лето, а осенью возьмитесь за русскую классику, легкий юмор, приключения и любовные романы.
Совет третий. Рисуем проблемы.
Если вас волнует какая-либо проблема, то напишите её на листе бумаги и заключите в круг или овал. Так проблема приобретет конкретные очертания, не обрастет массой надуманных сопутствующих проблем. Заключение Вашей проблемы в замкнутый круг не позволит ей приобрести вселенские масштабы. Нарисовали и записали? Теперь посмотрите на проблему со стороны, попробуйте отделить факты от Вашего эмоционального отношения к ним. Это помогает успокоиться и отстраниться от проблемы. Отделив эмоции от фактов, может, Вы поймете, что и проблемы – то нет. Если она все же осталась, то спокойно записываем варианты разрешения проблемы и оцениваем их.
Совет четвертый. Прощаем себе ошибки и учимся баловать себя.
В жизни каждого человека, особенно в жизни женщин, бывают моменты, когда на смену эйфории от радостного и довольно агрессивного шопинга приходят грустные мысли о том, что деньги могли быть потрачены на более нужные вещи или, что еще огорчительнее, о том, что денег – то после такого похода по магазинам вообще не осталось, а до зарплаты еще ой как далеко. Отложите этим мысли до лета, когда уныние гораздо реже посещает нас. Скажите себе, что деньги зарабатываются для того, чтобы их тратить. В жизни мелочей не бывает, и удачно купленный костюм может привести к целой череде приятных изменений в жизни. В конце концов, отказывая себе во всем, вы рано или поздно начнете чувствовать себя жертвой. А дальше депрессия…
Совет пятый. Смотрим вдаль и балуем себя деликатесами.
Расширяйте своё пространство, не замыкайтесь в четырех стенах. Если есть шанс – отправляйтесь в путешествие, смените обстановку. Если такого шанса нет, больше смотрите в окно, особенно если живете на верхних этажах. Представляете себя в дорогих Вашему сердцу местах или в тех уголках Земли, где хотелось бы побывать. Для усиления иллюзии присутствия и большего удовольствия раскройте плитку горького шоколада, выпейте чай с имбирем или съешьте любой фрукт, побалуйте себя чем – то очень «не бюджетным». Вас охватит внутреннее тепло и чувство комфорта, которое унесет грустные мысли.
Совет шестой и самый главный. Получаем от жизни удовольствие.
Очень редко в жизни бывают моменты, когда радоваться нечему. Не превращайте осень в такой длительный период без радости, период, когда мы замечаем одни проблемы и неудачи. Мы перестаем видеть радости в мелочах, окружающих нас, обедняя себя. Оглянитесь, сколько удивительных вещей вокруг нас. Желтая листва, отражающиеся в мокром асфальте фары, огни окон, окружающие люди, здания, и прочее. Так просто увидеть удивительные вещи вокруг нас, порадоваться, что они есть, и мы их видим. Так просто зафиксировать в своей памяти не замечание начальника, при этом обязательно приняв его к сведению, а случайный комплимент или заинтересованный взгляд представителя другого пола. Давайте не лишать себя этих мелких радостей вокруг нас.
Осень – прекрасная пора для любви. Откройте себя новому чувству, найдите новых друзей и дарите свою радость другим людям.
Сделать эту осень незабываемым периодом новых встреч, приятных ощущений и чувств – в Ваших силах.
Посвящение в первоклассники
В жизни каждого человека есть радостные события, которые запоминаются на всю жизнь. Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка. Все мы наверняка сохранили в памяти тот сентябрьский день, когда, держа за руки родителей, в новенькой тщательно наглаженной мамой форме, с красивым ранцем мы гордо вышагивали уже не в детский сад, а в школу. Мы были первоклассниками. Нас переполняло чувство гордости за то, что мы входили в этот манящий и неизвестный мир взрослых. Как хотелось расстегнуть куртку, чтобы все окружающие видели школьную форму, понимали, что перед ними школьник, разделили нашу радость. Проходят годы, но то ощущение праздника, которое каждый из нас испытал в этот день, наверное, не пройдет никогда.
Разделяя радость детей, по сложившейся традиции, в сентябре сотрудники отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями совместно со специалистами ГЦК проводят праздник «Посвящение в первоклассники».
20 сентября в уютном малом зале ГЦК собрались дети, посещающие отделение реабилитации, и их родители. Первоклассников приветствовали забавные Мармеладки, которые в игровой форме проверили умения ребят читать, считать, проявлять смекалку и помогать друг другу. Ребята доказали, что они обладают всеми этими умениями и после принятия торжественной клятвы им были вручены красочные удостоверения первоклассника, подарки. Торжественную клятву приняли и родители первоклассников, которые обещали помогать детям в освоении школьных знаний.
Мы благодарим наших партнеров, которые предоставили первоклассникам подарки:
ООО «Вояж» – директора Ларису Николаевну Тагильцеву
ИП – Наталью Петровну Коновалову и Владимира Михайловича Хасанова
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Поступление в школу – важный этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Родители могут заметить, что то радостное возбуждение, каким сопровождались посещения школы в первые дни сентября, довольно быстро сменяется унынием. Даже самые послушные дети могут начаться капризничать, грубить, хамить, проявлять агрессивность, чего за ним раньше никогда не замечалось. При этом ребенок понимает, что грубит, но остановиться не может или не хочет. Такое поведение ребенка – это реакция на стресс, переживаемый ребенком в период адаптации к школе.
Привыкание, или иначе адаптация, ребенка к школе – процесс довольно длительный. Он, как правило, занимает от 3 – 4 недель до 2 – 3 месяцев. У многих детей, особенно «домашних», а также у чрезмерно впечатлительных и ранимых, этот процесс проходит довольно трудно.
Стресс ребенка, изменения в его поведении могут быть вызваны следующими причинами.
1. С приходом в школу у детей в два раза сокращается двигательная активность и значительно возрастает статическая нагрузка. Родителям нужно быть готовым к тому, что увеличение статической нагрузки при снижении двигательной активности тормозят рост и развитие, так как нормальный рост и развитие связаны именно с двигательной активностью ребенка.
2. Возрастает интеллектуальная нагрузка. От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Целенаправленное обучение требует и существенных усилий воли.
3. Изменяется весь жизненный уклад ребенка. Ему приходится осваивать множество правил поведения в школе, которые значительно отличаются от правил, принятых в семье.
4. Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место и занять свою позицию.
Все перечисленные изменения в жизни ребенка порождают типичные проблемы первого класса:
– Ребенок не может сосредоточиться и перескакивает с одного дела на другое.
– Ребенку необходимо, чтобы его контролировали. Он не в состоянии самостоятельно справиться даже с простейшим заданием.
– Малышу тяжело просидеть без движения 45 минут.
– Ребенку не нравиться учиться. Его гораздо больше интересуют игрушки, а не книжки и прописи.
Преодолеть все эти трудности адаптационного периода ребенок в одиночку не может. В этот период ребенку необходима помощь любящих родителей, которые должны быть особенно внимательны к нему.
Что же могут сделать родители, чтобы облегчить адаптацию первоклассника к школе?
1. Будите своего ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали. Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
2. Прощаясь с ребенком, ни в коем случае не предупреждайте: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
3. Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться. Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте – это не займет много времени.
Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
4. Забудьте типичные для родителей вопросы: «Что ты сегодня получил?» и «Как ты себя сегодня вел?» Интересуясь, как прошел день, лучше задайте вопросы: «Что было интересного?», «Что тебя удивило?», «Что было сложно?» и т. д. Важно, чтобы ребенок делился с вами своими открытиями, успехами, трудностями и сомнениями, а не формальными оценками своего поведения.
5. Не ждите от ребенка резкого перехода от игровой деятельности к учебной. Ребенок не может в одночасье превратиться из играющего малыша в прилежного школьника. Разрешайте ему брать с собой в школу любимую игрушку, чтобы поиграть на переменах. Вообще начало обучения ребенка в школе – скорее игра, чем серьезное ответственное дело. И это правильно: многие знания первоклассник гораздо лучше усвоит именно в игровой форме.
6. Помогите ребенку разобраться со школьными правилами. Расскажите, зачем нужно каждое из них, почему так важно их соблюдать. Школьные звонки, правило «поднятой руки», обращение к педагогу, правила поведения в столовой и многое другое – все это ново для вашего ребенка и может вызвать немалый стресс.
7. Поощряйте первоклассника за любые успехи в учебе и других сторонах школьной жизни. Учите ребенка адекватно оценивать себя, сравнивая свои вчерашние и сегодняшние результаты. Очень важно не сравнивать его поступки и результаты работы с поступками и достижениями других детей. Он все равно не может быть таким как другой ребенок. Подчеркивайте сильные стороны вашего ребенка и хвалите его за конкретные достижения, а не в целом.
8. Некоторые родители поощряют своего ребенка материально: дают за хорошие отметки деньги, дарят дорогие подарки. Бесспорно, этот метод действует эффективно. Но эффективен ли он с точки зрения последствий? Не является ли он началом пути воспитания корыстного, лицемерного человека и не превратиться ли процесс обучения в торг? Если не хотите, чтобы в будущем ребенок стал покупать у вас все, что ему необходимо, заключая с вами своеобразные договоры, то не приучайте его «зарабатывать» на оценках.
9. Помогайте ребенку наладить общение с одноклассниками. Обсуждайте сложные ситуации общения, конфликты, подсказывайте ребенку способы подружиться с другими детьми, делитесь собственным детским опытом. Ребенок должен быть уверен, что если он обратится за помощью к маме, все его сложности будут быстро и наилучшим способом устранены.
10. Не занижайте авторитет учителя в глазах ребенка. Именно любовь и уважение к учителю – один из главных стимулов, хорошей учебы первоклассника.
Если Вы не хотите, чтобы Ваш первоклассник стал часто болеть в связи с возросшей нагрузкой, то напоследок примите несколько советов по физиологической адаптации ребенка к школе.
Обязательно включайте в режим дня утреннюю зарядку и прогулки общей продолжительностью 3-4 часа. Именно на такой продолжительности настаивают педиатры и невропатологи. В связи с возросшей зрительной нагрузкой, постарайтесь ограничить пребывание новоиспеченного школьника перед телевизором и монитором компьютера, если уж нет возможности вообще свести их на нет. К тому же, время, проведенное у экрана или монитора, – это дополнительная нагрузка на напряженную сейчас нервную систему ребенка.
Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников; 3-4 недели для учащихся 2-4 классов; конец второй четверти; первая неделя после зимних каникул; середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
Как видите, мелочей в первом классе нет. Поддержите Вашего ребенка в этот сложный для него период.
Успехов Вам!
«Позвони – мы рядом!»
С 1 сентября 2010 года на территории Мурманской области функционирует детский телефон доверия с общероссийским номером 8-800-2000-122. Несмотря на то, что линия телефона доверия работает недавно, многие дети и их родители знают о его существовании и обращаются за помощью к специалистам.
Для того чтобы о Телефоне доверия узнали как можно больше людей, в Мурманской области проходит рекламно-информационная кампания. Сотрудники отделения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения принимают в ней активное участие.
В апреле 2012 года специалистами отделения был объявлен городской конкурс детского рисунка на лучший логотип детского Телефона доверия «Позвони – мы рядом!». Соорганизатором конкурса стал отдел по делам молодёжи администрации г. Мончегорска.
В феврале 2013г. были подведены итоги конкурса, определены победители и лауреаты в трёх возрастных категориях: младшей (от 7 до 10 лет), средней (от 11 до 14 лет) и старшей (от 15 до 18 лет). В дальнейшем конкурсные работы планируется использовать для проведения рекламно-информационной кампании по Телефону доверия.
24 апреля 2013г. состоялось праздничное мероприятие с награждением победителей и лауреатов конкурса. Помимо грамот, участники получили памятные призы. Воспитанники отделения подготовили для гостей праздника музыкальные номера и забавную сценку. В этот день было много улыбок и хорошего настроения.
Организаторы конкурса поздравляют победителей и лауреатов, благодарят всех участников за творческий подход, яркие и интересные работы.
Победителями конкурса «Позвони – мы рядом!» стали:
– младшая группа – Филиппов Семён (1 место), Дербина Яна (2 место), Сухолитко Кристина (3 место);
– средняя группа – Самохвалов Иван (1 место), Ларионова Анастасия и Петрова Мария (2 место), Варнавская Александра (3 место),
– старшая группа – Тихомиров Александр (1 место), Подольская Мария (2 место).
Во время праздника у ребят и взрослых была возможность задать вопросы о работе Телефона доверия. Из разговора со специалистами отделения гости мероприятия узнали, что линия детского Телефона доверия действует не только в нашей области, но и на всей территории России. Звонки бесплатные, могут осуществляться с любого телефонного аппарата (как стационарного, так и сотового) и принимаются круглосуточно. Важным является тот момент, что все обращения являются анонимными и конфиденциальными. Это значит, что абонент имеет право не предоставлять о себе никаких данных (имя, фамилию, место проживания и другое), и вся информация, полученная от обратившегося, без его согласия никуда не передаётся и не разглашается. На Телефоне доверия работают квалифицированные, прошедшие специальную подготовку, специалисты – психологи, педагоги, специалисты по социальной работе.
Часто дети и взрослые спрашивают, с какими вопросами можно обращаться на Телефон доверия. Дети младшего школьного возраста чаще всего звонят, когда остаются дома одни, когда им страшно, одиноко и не с кем поговорить. Ребята постарше обращаются с вопросами дружбы, взаимоотношений с противоположным полом и родителями. Взрослые чаще всего звонят по вопросам детско-родительских и супружеских отношений.
Несмотря на то, что линия Телефона доверия открыта для детей, подростков и их родителей, консультанты принимают звонки от всех абонентов и никому не отказывают в помощи – нередко Телефон доверия становится единственной возможностью получить поддержку.
Ежегодно 17 мая отмечается Международный День детского телефона доверия. Несмотря на то, что праздновать этот день в России стало уже традицией, в нашем обществе всё ещё существует предубеждение, что за психологической помощью обращаются только психически нездоровые люди и «слабаки». Если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, нога – к хирургу или травматологу, а вот если болит душа, почему-то кажется, что если потерпеть, то всё пройдёт. А ведь от душевного состояния зависит физическое. Грамотный специалист не даст совет, как поступать в той или иной ситуации, не будет оценивать и осуждать, а выслушает, поддержит, поможет найти решение.
Хочется поздравить всех специалистов, организующих работу Телефона доверия, с наступающим профессиональным праздником, пожелать им успехов и терпения в такой непростой и нужной работе.