Нарушение поведения – причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Нередко к детям с поведенческими проблемами применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности.
Программа «Невероятные годы» является структурированной терапевтической международной программой по коррекции поведенческих проблем у детей от 3 до 8 лет. В её основу положены принципы обучения поведенческим и социальным навыкам. Делается упор на позитивное взаимодействие (взаимоотношение) детей и взрослых, изменение реакции родителей на специфическое поведение ребенка.
Занятия проводят тренеры, прошедшие обучение по данной программе. Программа реализуется посредством активных методов социально-психологического тренинга с использованием: беседы, работы в мини-группах, мозгового штурма, просмотра видеосюжетов, ролевые игры.
Цели программы:
1. Увеличить социальные навыки детей;
2. Повысить родительские умения и укрепить семью.
Основные задачи проекта:
– увеличить навыки решения конфликтов и эффективные стратегии преодоления гнева;
– уменьшить негативные склонности детей и увеличить эмоциональные навыки;
– уменьшить деструктивное поведение детей и связанные с ним такие поведенческие проблемы, как непослушание, запугивание других детей и их отвержение, воровство и ложь;
– повысить готовность ребенка к школе и академическую успеваемость.
– увеличить родительские навыки положительной коммуникации, включая игру и похвалу, и сократить долю критичного отношения и ненужных требований;
– улучшить умение родителей устанавливать границы, заменив физическое наказание ненасильственными дисциплинарными методами;
– улучшать родительские навыки решения проблем и умения преодолевать гнев;
– развивать сотрудничество всех тех, кто влияет на жизнь ребенка в различном окружении — родителей дома, воспитателей в детском саду и учителей в школе.
Сроки реализации: проект реализуется с 2012 года.
Программа «Невероятные годы»:
№ Занятия | Тема | Цель и содержание |
Занятие № 1 | «Знакомство. Как играть со своим ребенком?»
| Цель: знакомство участников, изучение приемов эффективной игры, принятие правил группы. Конкретизация проблем. Знакомство с «Пирамидой». |
Занятие № 2 | «Помогая ребенку учиться в игре» | Цель: изучения приемов эффективной игры. |
Занятие № 3 | «Развивая у ребенка умение думать» | Цель: изучение приемов, способствующих развитию у ребенка умения думать. |
Занятие № 4 | «Развивая у ребенка умение думать. Комментирование» | Цель: изучение стратегии комментирования развивая у ребенка умение думать. |
Занятие № 5 | «Похвала. Выявляя в ребенке лучшее» | Цель: изучение похвалы как эффективного инструмента повышения мотивации детей. |
Занятие № 6 | «Материальные награды. Мотивация детей» | Цель: изучение способов материального стимулирования детей. |
Занятия № 7 | «Программа похвал. Система наклеек»
| Цель: Изучение системы наклеек как эффективного способа стимулирование желаемого поведения ребенка. |
Занятия № 8 | «Эффективное установление границ»
| Цель: Изучение основ эффективного установления границ, способов эффективного выдвижения требований. |
Занятия № 9 | «Как помочь ребенку принять границы»
| Цель: Изучение техник, с помощь которых родитель может помочь ребенку принять границы, приемов эффективного переключения и игнорирования нежелательного поведения. |
Занятия №10 | «Игнорирование»
| Цель: Изучение техники игнорирования неподобающего поведения. |
Занятия №11 | «Как последовательно соблюдать правила и границы?»
| Цель: Изучение способов последовательного соблюдения правил и границ. |
Занятия №12 | «Тайм-аут за непослушание»
| Цель: изучение способов эффективного реагирования на непослушание ребенка. |
Занятия №13 | «Тайм-аут за агрессивное поведение»
| Цель: изучение способов эффективного реагирования на агрессивное поведение ребенка. |
Занятия №14 | «Последствие и решение проблем»
| Цель: изучение стратегии научения ребенка самостоятельно принимать решения и нести за это ответственность. |
Занятия №15 | «Заключительное занятие. Праздник» | Цель: повторение основных принципов, стратегий и методов программы, завершение курса. |
ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
28 мая завершился очередной цикл занятий по программе «Невероятные годы» для родителей, воспитывающих детей в возрасте от 3 до 8 лет. Двенадцать занятий пролетели незаметно для участников тренинга и руководителей группы Елены Козорез и Алены Ненашевой. В последний раз родители собрались, чтобы обсудить результаты выбранных ими эффективных методов воздействия на ребенка, проанализировать собственную воспитательную деятельность, […]
Как бы не было важно хвалить и поощрять детей, бывают ситуации, когда родителям необходимо контролировать неподобающее поведение и устанавливать границы дозволенного. 07 мая в рамках программы «Невероятные годы» специалисты отделения реабилитации Елена Козорез и Алена Ненашева провели занятие для родителей «Эффективное установление границ. Как важно быть четким, предсказуемым и позитивным». Целью занятия являлось обучение родителей […]
Отделение реабилитации для детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями с группой дневного пребывания для детей-инвалидов продолжает реализацию программы для родителей, которые испытывают трудности в воспитании детей «Невероятные годы». 19 марта проведено первое занятие для родителей по теме: «Игра. Как играть со своим ребенком?». В ходе занятия участники тренинговой программы познакомились, рассказали о […]
12.02.2015 г. в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями закончился цикл групповых занятий для родителей по программе «Невероятные годы». На последней встрече родители с удовольствием делились собственным опытом, трудностями, которые возникали в процессе применения различных методик, закрепили пройденные темы с помощью «Пирамиды для родителей», подвели общие итоги работы в группе. […]
05.02.2015 г. на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями с группой дневного пребывания для детей–инвалидов в рамках реализации международной программы «Невероятные годы» проведено занятие для родителей по теме: «Другие следствия и решения проблем». Цель занятия: научить родителей общаться с детьми и решать возникающие проблемы. На занятии родители узнали о […]
29.01.2015 г. на базе отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями с группой дневного пребывания для детей–инвалидов в рамках реализации международной программы «Невероятные годы» проведено тренинговое занятие для родителей по теме: «Тайм-аут за агрессивное поведение». Цель занятия: изучение способов эффективного реагирования на непослушание ребенка. На занятии родители узнали, как правильно применять […]